Водолазные спуски и их медицинское обеспечение


Историческая справка о медицинском обеспечении водолазных спусков и развитии гипербарической физиологии


История развития водолазного дела свидетельствует о том, что одним из главных препятствий на пути к достижению значительного прогресса в деле освоения водной среды является непригодность ее для жизнедеятельности человеческого организма. Для того, чтобы обеспечить возможность относительно длительного пребывания человека под водой, требуется оградить органы дыхания от водной среды с помощью технических средств. При освоении водной среды, не совместимой в ее естественном виде с жизнью человека, используются различные образцы водолазного снаряжения, внутри которого сохраняется газовая среда, омывающая поверхности тела или только дыхательные пути.

Находясь под водой, человек подвергается воздействию целого ряда вредных и опасных факторов, включающих факторы гипербарической газовой среды, факторы, связанные с жизнедеятельностью в водолазном снаряжении, и факторы гипербарической водной среды. Действие этих факторов приводит к физиологическим сдвигам, а при определенных параметрах могут происходить патологические изменения в организме вплоть до летального исхода. По этой причине еще на заре развития водолазного дела имелось большое число тяжелых заболеваний водолазов и несчастных случаев, приводящих к инвалидности или гибели, которая могла наступить под водой или после выхода на поверхность.

Необходимость медицинского обеспечения водолазных работ для профилактики заболеваний и несчастных случаев с водолазами, а также для оказания квалифицированной и специализированной помощи при их возникновении особенно назрела после увеличения глубин погружения более 10—12 м, при которых возникает одно из самых тяжелых и наиболее часто встречающихся заболеваний — декомпрессионная болезнь. Внедрение в дальнейшем водолазного снаряжения с замкнутой, полузамкнутой и открытой схемами дыхания привело к значительному увеличению частоты случаев баротравмы легких, отравления углекислым газом и утопления, а также к появлению кислородного голодания и отравления кислородом. История развития водолазного дела свидетельствует о том, что до разработки безопасных режимов декомпрессии декомпрессионная болезнь была главным тормозом в достижении средних и больших глубин.

В 1729 г. в газете «Санкт-Петербургские ведомости» был опубликован первый русский научный трактат по водолазному делу «О водолазах», в котором были подняты технические и медицинские проблемы.

Быстрое развитие водолазного дела, введение с 1861 г. штатных водолазов на кораблях российского флота, значительное увеличение численности водолазов и увеличение глубин погружений привели к необходимости медицинского наблюдения за лицами, занятыми на водолазных работах.

В 1865 г. в Санкт- Петербурге был издан циркуляр № 12 Морского министерства России по отбору водолазов и врачебному контролю за водолазными спусками: «Избирать крепких матросов моложе 26 лет от роду с развитой грудью, свободным дыханием и без малейших признаков страданий; затем врач обязан был наблюдать, чтобы погружение под воду не совершалось вскоре после принятия пищи и чтобы в холодное время года водолаз не оставался бы долгое время в воде». Общие принципы медицинского отбора водолазов, приведенные в данном документе, сохраняют свою актуальность и в настоящее время: молодой возраст, хорошее физическое развитие, нормально функционирующие сердечно-сосудистая и дыхательная системы, ограничение спусков в зависимости от времени после приема пищи и от температуры воды.

Возросшая потребность флота в водолазах, необходимость введения единой системы обучения водолазов и медико-санитарного обеспечения водолазных спусков привели к созданию водолазной школы. Создание в 1882 г. водолазной школы в Кронштадте ознаменовало новый этап в развитии водолазного дела и водолазной медицины в нашей стране. В короткое время водолазная школа стала учебным и научным центром, объединившим научную мысль в области водолазного дела, физиологии и медицины водолазных погружений. Помимо обучения водолазов для флота преподаватели школы (флотские строевые офицеры и врачи) внесли большой вклад в дело дальнейшего развития водолазной техники, составления физиологических характеристик различных видов водолазного снаряжения и обоснования принципиальных положений гигиены, физиологии и медицины водолазных погружений.







Содержание раздела