Водолазные спуски и их медицинское обеспечение
эвакуатор спб быстро и дешево


  К началу
  Водолазные спуски и медицина
  Плавание с аквалангом в пещерах
  Спортивная подводная стрельба
  С крючком, мормышкой и блесной
  Как ловить рыбу удочкой
  Рыболовные любительские снасти






Историческая справка 24


 

Советское правительство приняло ряд мер по упорядочению и развитию спасательного, судоподъемного и водолазного дела. 19.06.1919г. был издан декрет о национализации водолазного имущества и передаче его Главному управлению водного транспорта за исключением имущества, находящегося в ведении ВМФ. 14.12.1920 г. постановлением Комиссии по снабжению рабочих при Наркомпроде водолазы были приравнены по снабжению к командирам подводных лодок во время выхода в море. В декрете Совнаркома от 5.01.1921 г. «О работах по подъему затонувших судов на Черном и Азовском морях» говорится: «Ввиду особой трудности судоподъемных работ и опасности их для жизни и здоровья установить особые нормы оплаты труда и выдачи продовольствия, а также денежного и натурального премирования работ...». Этот день считается днем основания Поисково-спасательной службы ВМФ.

28.04.1921 г. была создана Центральная водолазная база (ЦВБ) при Центральном техническом водном управлении по отделу судоподъемных, водолазных и спасательных работ, а в 1922 г. при ЦВБ была создана водолазная школа на 50 учеников.

В развитии водолазного дела в нашей стране и совершенствовании вентилируемого водолазного снаряжения большую роль сыграла Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), созданная 17 декабря 1923 г. приказом № 528 ОГПУ. Создание ЭПРОН а было связана с проводившимися на Черном море поисками золота на затонувшем в Балаклавской бухте в 1854 г. во время Крымской войны английском паровом фрегате «Принц», получившем в народе название «Черный принц». Поскольку предполагалось, что «Принц» лежит на глубине свыше 100 м, необходимо было создать специальное подразделение, способное производить поисковые работы на больших глубинах, а затем потребовалось пригласить специалистов частной японской фирмы «Синхай Когиоесио лимитед», имевших большой опыт практических работ. В 1925 г. водолазы этой фирмы в Средиземном море подняли с затонувшего на глубине 72 м английского парохода большие ценности.

ЭПРОН объединил все водолазное дело в стране, организовал централизованную подготовку водолазов и промышленное производство водолазной техники. На базе ЭПРОНа были развернуты исследования и экспериментальные работы в области водолазного дела, совершенствовались и создавались новые образцы водолазной техники. В1925 г. в Балаклаве были организованы первые курсы водолазного дела при ЭПРОНе. В этом же году одним из курсантов-водолазов при учебных спусках под руководством врача ЭПРОНа Константина Алексеевича Павловского было найдено судно «Принц», затонувшее в 1854 г. Оно было затем обследовано, но золота на нем не оказалось.

1.03.1930 г. в ведение ЭПРОНа были переданы Центральная водолазная база и ее водолазная школа. В 1930 г. водолазная школа ЭПРОНа была реорганизована в Военно-морской водолазный техникум, который стал общесоюзным центром подготовки водолазов и водолазовглубоководников. Начальником техникума был назначен Феоктист Андреевич Шпакович, а его заместителем — К.А.Павловский. С организацией техникума началось усиленное освоение водолазами больших глубин.

1.01.1931 г. ЭПРОН был передан в ведение Народного комиссариата путей сообщения, а 23.02.1931 г. - Народного комиссариата водного транспорта. 11.03.1931 г. при Главном управлении для проработки производственных вопросов, разработки проектов и планов судоподъемных, аварийно-спасательных и водолазно-строительных работ, конструкции приспособлений и усовершенствований производства был организован Научно-технический совет ЭПРОНа, в который наряду со специалистами его Главного управления вошли ведущие ученые в области кораблестроения — академик Алексей Николаевич Крылов, члены-корреспонденты АН СССР Ю.А.Шиманский, П.Ф.Попкович, профессор В.Г.Власов и в области физиологии водолазного руда - академик Леон Абгарович Орбели и член-корреспондент АН СССР Евгений Михайлович Крепе. С 1932 г. Научно-технический совет возглавлял начальник ЭПРОНа Фотий Иванович Крылов. Материалы заседаний Совета и отчеты по наиболее интересным судоподъемным и водолазным работам публиковались в «Сборниках ЭПРОНа», которые начали издаваться с 1933 г.