Водолазные спуски и их медицинское обеспечение
FTimes - актуальные новости сегодня.


  К началу
  Водолазные спуски и медицина
  Плавание с аквалангом в пещерах
  Спортивная подводная стрельба
  С крючком, мормышкой и блесной
  Как ловить рыбу удочкой
  Рыболовные любительские снасти






Историческая справка 23


Указ императора Александра II I от 23 апреля 1882 г. гласит: «Моим указом для приготовления опытных в водолазном деле офицеров и нижних чинов для судовых надобностей и подводных минных работ учреждается в Кронштадте Водолазная школа». 5 мая 1882 г. в г. Кронштадте была основана первая в России и в мире водолазная школа. Первым начальником школы стал капитан-лейтенант А.Г.Леонтьев, а врачом — М.Н. Храбростин. Преподавателями школы были строевые офицеры и врачи флота, хорошо подготовленные по водолазному делу. Благодаря их деятельности к 1887 г. русский флот полностью перешел на снабжение отечественными образцами водолазного снаряжения. В школе были разработаны и изготовлены надежные образцы водолазной рубахи и водолазного шланга, отличавшиеся большой прочностью и устойчивостью к температурным перепадам. Были созданы новый водолаз

ный шлем, первый компрессор и другие виды водолазной техники.

В 1889 г. мичман Е.В.Колбасьев изобрел водолазную помпу, которая оказалась лучше заграничных образцов, электрический подводный светильник и схему телефонной связи с водолазом под водой. Капитан 2 ранга М.К.Шульц создал подводный миноискатель, а также совместно с А.С.Поповым телефонную водолазную станцию. В 1900 г. были разработаны приборы для контроля состояния водолаза под водой: младший врач школы В.П.Аннин сконструировал «кардиофон» для выслушивания тонов сердца, инженер-механик Г.Н.Пио-Ульский создал «пневмограф» для записи дыхания, а старший врач Н.А.Есипов изобрел «сейсмограф» для электрической записи пульса, за который получил персональную серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже. В 1893 г. врач школы Ф.И.Шидловский изобрел несколько вариантов автоматических травящих клапанов для водолазного скафандра, нашедших широкое применение во многих странах мира. В том же году на Международной промышленной выставке в Чикаго водолазная техника, представленная водолазной школой, была отмечена бронзовой медалью, а школа удостоена диплома. В 1885 г. врач Н.А.Есипов и инженер-механик Л.А.Родионов предложили первый в мире фотоаппарат для подводных съемок, а лейтенант Е.П. Тверетинов разработал электрический фонарь для освещения под водой. В 1894 г. на Международной промышленной выставке в Нижнем Новгороде школа была удостоена высшего диплома 1-го разряда, а отдельные экспонаты - золотых медалей. В 1897 г. на Петербургской выставке судоходства экспонировались выполненные русскими водолазами подводные фотоснимки, получившие высокие отзывы специалистов. В 1900 г. на всемирной выставке в Париже школа удостоилась золотых, серебряных и бронзовых медалей.

Изобретения и усовершенствования, выполненные преподавателями Кронштадтской водолазной школы, позволили значительно увеличить глубину погружений водолазов и расширить их возможности по выполнению подводных работ. Ученики школы уже в 1894 г. отрабатывали практические задачи по поиску затонувших объектов на глубинах до 55 м, а водолаз А.И.Коротовский в этом же году впервые в мире достиг глубины 30 саженей (64 м).

В начале XX века водолазный специалист броненосца «Император Александр III» лейтенант Арцибашев писал: «Я имел возможность ознакомиться с состоянием водолазного дела на императорских судах. Из этих наблюдений я составил одно общее мнение, что водолазное дело на наших русских судах стоит гораздо правильнее, чем у иностранцев. Предельная глубина, на которую опускаются иностранные водолазы, есть 20—23 м, в редких случаях 27 сажен. Приятно сознавать, что рекорд глубоководных спусков побит все-таки нами, русскими, у которых глубина водолазных спусков уже достигла 30 сажен. Я уверен, что русские водолазы не остановятся на этой глубине».

Революция 1917 г. и последовавшая за ней гражданская война привели к существенным переменам в области проведения спасательных и судоподъемных работ, подготовки водолазного состава и выполнения научно-исследовательских работ. Множество частных фирм занималось хищническим извлечением различных ценностей с затонувших судов. Не всегда даже простые водолазные работы заканчивались удачно. В 1918г. был образован Всероссийский союз водолазов, объединивший около 200 водолазов-профессионалов. Несмотря на это, судоподъем большого количества затопленных во время империалистической и гражданской войн кораблей и судов до 1921 г. не проводился из-за отсутствия организации судоподъемных работ, подготовленных кадров и необходимой техники. Революционные события в Кронштадте в 1917—1919 гг. затрудняли проведение занятий и научных исследований в водолазной школе. С 1918 по 1922 г. школа перебазировалась из Кронштадта в Петроград, затем в Саратов, Казань, Вольск и снова в Кронштадт. Вслед за этим в связи с тем, что учебный полигон водолазной школы отошел к Финляндии, она была переведена в 1924 г. в Севастополь и вошла в состав Учебного отряда Черноморского флота.